Особенности, замены генераторов КЗАТЭ и БАТЭ на КАМАЗ

Особенности, замены генераторов на КАМАЗ

Вообще, какие бывают генераторы на КАМАЗ? см. здесь

Замены генераторов первого поколения описаны здесь

Замена больших генераторов на КАМАЗ см. здесь

Замена генераторов на КАМАЗ производства ЭЛТРА см.здесь

Схема генератора с пятипиновым разъемом на КАМАЗ

Какой генератор лучше купить? Лучше всего купить такой генератор, который стоял. Надежность генераторов всех производителей примерно одинаковая - 120 - 180 тыс км.

Виды камазовских генераторов типа 94

  

Генераторы такого вида выпускают

КЗАТЭ 9422, 7762 Г273В1

БАТЭ  3232, 3242, 3242

"Радиоволна"  4242

"Электром"  3780 - 3785

 

Два вида корпусов - "два уха" и "три уха"           

Генераторы в корпусе "три уха" ставятся на место старых генераторов, например новый Г273В1-3701000-03М , вместо Г273В1 в старом корпусе

  и    

 

Для подбора нужного генератора самое простое и правильное решение - это взять генератор с таким же номером.

Некоторые генераторы разных производителей взаимозаменяемы. При подборе другого генератора со старым генератором должны совпадать корпуса, и размер шкива. В некоторых случаях можно взять шкив от старого генератора и переставить его на новый генератор. 

"Соберите из двух один, чтобы работал".  Так часто говорят клиенты, при этом приносят похожие генераторы, но разных производителей.

При ремонте генераторов следует учесть, что при похожих корпусах и внешнем совпадении, детали генераторов разных производителей могут оказаться совершенно не подходящими. 

Две схемы генераторов на КАМАЗ

В генераторах "КЗАТЭ" и "БАТЭ" используется обычная схема с дополнительными диодами.

В генераторах "Радиоволна"  и части генераторов "КЗАТЭ" используется более прогрессивная схема без дополнительных диодов с многофункциональным регулятором напряжения.

Если по форме корпуса и шкива генераторы совпадают, то они взаимозаменяемы. И, генераторы с доп. диодами будут работать на месте генераторов без доп. диодов и наоборот.

Схема генератора с дополнительными диодами

Схема генератора КАМАЗ 9422 3225

Диодный мост с доп. диодами для такой схемы

Диодные мосты БВО см. здесь

Диодный мост БВО - блок выпрямительно ограничительный, это значит, что в отличие от старых диодных мостов, его силовые диоды - это не простые диоды, а диоды Зеннера, то есть, такие которые имеют защитную функцию по напряжению. Эти диоды, пробиваются повышенным напряжением а значит ограничивают напряжение на уровне своего пробоя, это защищает электронику  от скачков напряжения. 

Так диоды обозначаются на схеме.

Очень похожие диодные мосты БВО от 14 Вольтовых генераторов не подойдут. Они пробиваются при напряжении ниже 28 Вольт, и значит в 28 Вольтом режиме работать не будут.

Диодные мосты на 28В и на 14В см. здесь

На схеме показан генератор и его основные цепи. Главная часть генератора - трехфазная обмотка (Статор),  в которой возникает ЭДС. Для получения постоянного напряжения на выходе генератора стоит диодный мост, он выпрямляет ток генератора. Для генераторов этого типа используется восьмидиодная схема выпрямления, это позволяет снимать напряжение со средней точки обмотки. Такая схема делает генератор на 10% мощнее. Выпрямленный ток поступает к потребителям и на зарядку аккумуляторов. 

Схемы генераторов на 6 диодов и на 8 диодов см. здесь

Ток возбуждения берется с обмоток генератора через дополнительные диоды. Поэтому схема называется - схема с доп. диодами. 

Первые, совсем старые схемы были без доп. диодов

В чем смысл схемы с доп. диодами? В схеме с доп. диодами ток возбуждения проходит по очень короткой цепи прямо внутри генератора. Кроме того, такая схема позволяет использовать лампочку для ограничения тока возбуждения при запуске, и лампочка становится удобным индикатором работоспособности генератора.

Устройство генератора см.здесь

Принцип действия генератора см.здесь

Регулирование напряжения см. здесь

Диодные мосты на 28 Вольт и на 14 Вольт

Диодные мосты с доп. диодами и без доп. диодов

 

Схема без доп. диодов  (не путать со старыми схемами первого поколения)

Это более современная схема с многофункциональными регуляторами напряжения, по которой сейчас делается большая часть генераторов.

Схема генератора КАМАЗ 4242

Схема генератора без доп. диодов с регулятором напряжения на микроконтроллере см. здесь

Такая схема сохраняет все свойства схем с доп. диодами, но имеет свои дополнительные возможности. При такой схеме напряжение более стабильное.  Появляется возможность сделать защиту регулятора от КЗ и повышенного напряжения. Можно ввести дополнительные функции диагностики.

Диодный мост без доп. диодов для такой схемы. Этот диодный мост тоже БВО - блок выпрямительно ограничительный.

Точка 1 к схеме моста отношения не имеет, это просто монтажная точка, где соединятся провод от лампочки  и провод уходящий в регулятор. На пластиковой крыше, которая закрывает генератор, эта точка обозначена D

Современная схема без доп. диодов отличается тем, что в ней используется более сложный регулятор напряжения, схема которого построена на микроконтроллере. Это позволило применить широтно-импульсный принцип регулирования (ШИ регулятор).

Регулятор, вырабатывает последовательность прямоугольных импульсов, скважность которых меняется в зависимости от напряжения на выходе генератора,  а это меняет среднее значение тока, через обмотку возбуждения. Так поддерживается нужный уровень напряжения 28 Вольт. 

Дополнительные диоды больше не нужны. Питание обмотки возбуждения  происходит теперь прямо с выхода генератора. Ток возбуждения не нужно проводить через замок ВП и СТ. он идет прямо в обмотку возбуждения. Доп. диоды с возбуждением через лампочку как в старых генераторах, исключают разрядку аккумулятора через обмотку возбуждения. В данном случае доп. диодов нет, лампочка не включена в цепь возбуждения, но разрядка аккумулятора не происходит, несмотря на то, что выход генератора связан с плюсом аккумулятора. Дело в том, что когда двигатель не работает и генератор не крутится, ток от аккумулятора не пойдет через обмотку возбуждения, потому, что регулятор закроет силовой транзистор. Обычный регулятор в схеме с доп. диодами так сделать не может.

Таким образом, доп. диодов нет, потому что ШИ регулятор напряжения позволяет питать обмотку возбуждения по короткому пути от выхода генератора, и он же исключает разрядку аккумулятора через обмотку возбуждения. То есть, все задачи схемы с доп. диодами выполняются благодаря более сложному регулятору напряжения. Важным преимуществом схемы является не только то, что она избавляет диодный мост от доп. диодов, но и то, что точность регулирования и стабильность напряжения значительно выше, надежность выше, условия работы аккумулятора более правильные. Такой многофункциональный регулятор может иметь защиты по току и напряжению, что повышает его надежность, и позволяет ввести  дополнительные диагностические функции.

На схеме видно, что регулятор напряжения в такой схеме имеет три входные точки. Плюс - подводит ток возбуждения от генератора и питает схему регулятора, Л-вход управления контрольной лампочкой и Р - подводит переменное напряжение к регулятору. Это переменное напряжение является для регулятора сигналом, что генератор возбудился. Получив такой сигнал регулятор включает генератор на рабочий режим.

Регуляторы такого типа в параметрах обозначаются "Stator", то есть, управляется переменным напряжением от обмотки статора. Это значит, что регулятор предназначен для работы с диодным мостом без доп. диодов

 

Проблемы с заменами

При вскрытии генератора видно, что в нем стоит диодный мост без доп. диодов, а в наличии есть только диодный мост с доп диодами. Можно его ставить? Можно, только откусить доп диоды и вывести две клеммы с фазных точек диодного моста. Тогда можно оставить регулятор напряжения многофункциональный. Или просто поменять диодный мост на мост с доп. диодами и поставить простой регулятор напряжения.

Наоборот. Если стоит ДМ с доп диодами, а есть только мост без доп. диодов. Тогда можно просто поставить в паре ДМ без ДД и многофункциональный регулятор напряжения. Или припаять доп диоды и поставить обычный регулятор напряжения.

 

Самый правильный вариант-это установка на место старого генератора точно такого же с таким же номером.

Такого генератора вполне может не оказаться, хотя если подождать пришлют любой нужный генератор.

Итак, если генератор отличается по номеру, то он должен быть в таком же корпусе и с таким же шкивом.

Независимо от внутренней схемы, подключение генераторов одинаковое и значит исправный генератор заработает.

 

Ремонт генератора на КАМАЗ и взаимозаменяемость деталей генератора

Если по форме корпуса и шкива генераторы совпадают, то они взаимозаменяемы. И генераторы с доп. диодами будут работать на месте генераторов без доп. диодов и наоборот.

Замена диодных мостов и регуляторов напряжения на генераторах КАМАЗ.

Для генераторов такого типа есть только два диодных моста на 28 Вольт: БВО7-110-02 с доп диодами и и БВО4-105-11 без доп. диодов. По посадочным размерам они одинаковы, но схемы разные и работают они только со своими регуляторами напряжения. 

Внешне похожие генераторы разных производителей отличаются размерами основных деталей. Ротор может не влезть в обмотку, обмотка не вставится в корпус и т. п., поэтому к комплектации надо подходить внимательно и собирать генератор только убедившись, что все детали подходят.

Теперь о схемах, диодных мостах и регуляторах.

Под одной и той же на вид пластиковой крышкой могут стоять разные диодные мосты и регуляторы напряжения.

Они все имеют одинаковые присоединительные размеры и значит могут установлены на любой генератор такого вида, однако диодные мосты должны соответствовать регуляторам напряжения. При случайной замене может оказаться, что генератор не заработает.

Итак, две основные схемы:

Схема с дополнительными диодами

Схема без дополнительных диодов (на примере схемы Шеви Нивы)

Два вида диодных мостов:

Мост с дополнительными диодами

Мост без дополнительных диодов

Два вида регуляторов напряжения:

Регуляторы напряжения обычные релейного типа

Регуляторы напряжения многофункциональные на микроконтроллере.

 



Источник: Замена диодных мостов и регуляторов напряжения на генераторах КАМАЗ
Категория: Схемы автомобильных генераторов | Добавил: geta1 (15.11.2021) | Автор: генератор на КАМАЗ, замена, диодный
Просмотров: 1624 | Теги: на генераторах, регулятор напряжения, Камаз, Замена, диодный мосто