Схема генератора на "Волгу" и "Газель" с двигателем ЗМЗ 406

Список всех статей быстрый поиск по теме

Схемы генераторов

На Волгу и Газель УАЗ с двигателями  ЗМЗ 406, ЗМЗ 405, ЗМЗ 409
ставились генераторы 9422.3701 производства КЗАТЭ  и 5102.3771 производства ЭЛТРА и их многочисленные клоны
.

 

Схемы генераторов 9422  и 5102  одинаковы.

Генератор имеет традиционную схему. Обмотка, ротор, диодный мост с дополнительными диодами Регулятор напряжения типа 55.3702 и его клоны 

 

 

схема генератора на газель 406

 
 

Схема генератора с дополнительными диодами

 

 

При включении зажигания, ток от аккумулятора идет через контакты замка зажигания, далее через предохранитель 3 и  через лампочку в щитке приборов попадает на точку  D генератора. Эта точка является выходом дополнительных диодов. Далее ток идет на вход регулятора напряжения. Напряжение действующее на в этой точке открывает транзистор регулятора и ток проходит через щетки в обмотку возбуждения и далее через открытый транзистор на массу.


Генератор возбуждается и при вращении ротора, на выходе генератора появляется напряжение. Генератор сам становится источником, начинает заряжать аккумулятор и питать все приборы. Ток к нагрузке идет от генератора.


Часть тока генератора отводится через дополнительный выпрямитель в обмотку возбуждения, то есть генератор сам обеспечивает себя током возбуждения. 

 

Лампочка на панели приборов выполняет две функции. Она своим сопротивлением ограничивает ток возбуждения от аккумулятора до 100 мА. и  показывает, работает генератор или нет. При включении зажигания она загорается, потому что через неё идет ток первоначального возбуждения - это сообщение о том, что генератор готов к работе. При запуске генератора, лампочка гаснет - это сигнал о том, что все в порядке, генератор заработал.

Если лампочка загорится во время движения – «Внимание, генератор перестал работать».
Параллельно лампочке включен вольтметр, который показывает напряжение при включенном зажигании, это полезно для контроля за работой генератора, аккумулятора и нагрузок.

.
Диодный мост генератора

Диодный мост в генераторах такого типа это блок выпрямительно - ограничительный (БВО) из диодов Зеннера

Для 80 амперного генератора 9422.3701 применяется диодный мост на 6 диодов

Для 90 амперного генератора 3222.3771 применяется диодный мост на 8 диодов

 


 
Выпрямитель (диодный мост), состоит из шести (восьми) диодов.
Три дополнительных маленьких диода предназначены для выпрямления тока возбуждения. Схема с дополнительными диодами в отличии от простой схемы, позволяет исключить случайную разрядку аккумулятора если двигатель не заработал, а зажигание включено.

 

 

Диодный мост генератора Газели      
 

Для автомобилей производства 90х годов использовался вывод переменного напряжения с фазы генератора для работы тахометра. В последующих моделях тахометр получал сигнал от системы зажигания, и вывод фазы генератора стал не нужен, если на генераторе он есть, то его просто не подключают.

Диодный мост для подключения тахометра имеет дополнительную клемму, Она не мешает поставить диодный мост на любой генератор данной серии, Поэтому если предлагают диодный мост с дополнительной клеммой смело покупайте.


 
Регулятор напряжения


 
 
Генератор должен обеспечивать в сети постоянный уровень напряжения. Чем выше обороты, тем больше ЭДС, а значит, напряжение может вырасти до недопустимых значений. Кроме того, включение приборов сильно увеличивает ток нагрузки, а чем больше ток, тем ниже напряжение. Поэтому во всех автомобильных генераторах  напряжение поддерживается на одном уровне. Устройство, которое поддерживает напряжение на одном уровне называется регулятор напряжения. Регулятор напряжения включен в цепь обмотки возбуждения, он включает и выключает ток возбуждения.
 

Регулятор напряжения для генератора Газели


 
Какое должно быть напряжение?
Все электрооборудование рассчитано на напряжение аккумулятора 12 Вольт. Для зарядки аккумулятора напряжение генератора должно поддерживаться примерно на 2 Вольта выше, поэтому рабочее напряжение генератора должно быть 14, 2 – 13, 8 Вольта. Если напряжение будет выше, это приведет к выкипанию аккумулятора и сокращению срока его службы, лампочки и другие приборы начнут перегорать. Если напряжение будет ниже, то аккумулятор будет недозаряжен, это приведет к неожиданным отказам стартера и сокращению срока службы аккумулятора.


 
Если генератор неисправен

 

При запуске двигателя не гаснет лампочка на панели приборов.
Вольтметр подтверждает, что напряжение осталось на таком же уровне, который давал аккумулятор.
Зарядка не идет и ехать рискованно, через два часа двигатель заглохнет и можно встать в самом неудобном месте. Надо ехать туда , где отремонтируют генератор.

 


Что может быть с генератором? Почему генератор не работает?


Обрыв или ослабление ремня
Плохой контакт на силовом выводе
Обрыв регулятора напряжения
Полный износ щеток
Полный износ контактных колец на роторе
Обрыв обмотки ротора
Сгорела обмотка генератора
Обрыв или сгорание диодного моста

 

Напряжение может оказаться наоборот выше положенного, это покажет вольтметр, стрелка уйдет в правый край. Аккумулятор будет перезаряжаться и выкипать, лампочки начнут перегорать
Надо срочно поменять регулятор напряжения.


 

Сильный рокот от генератора говорит о полном износе подшипников, надо срочно поменять подшипники иначе генератор заклинит

 

Подшипники для генераторов 

Большой 180303, маленький 180202


 


 



Источник: На Волгу и Газель УАЗ с двигателями  ЗМЗ 406, ЗМЗ 405, ЗМЗ 409 Ставились генераторы 9422.3701 КЗАТЭ  и 5102
Категория: Схемы автомобильных генераторов | Добавил: get15 (12.03.2019) | Автор: схема, Волгу, Газель, 406, генерат
Просмотров: 15380 | Теги: ЗМЗ 405, 5102.3771 ЭЛТРА, На Волгу и Газель УАЗ с двигателями, 9422.3701, производства КЗАТЭ, ЗМЗ 409 Ставились генераторы