Схема генератора 584.3771 на ИЖ "ОДА"

Список всех статей быстрый поиск по теме

Схемы генераторов

 

Схема и принцип действия генератора 584.3701

 

Генератор 584.3701 ставился на ИЖ «ОДА» с двигателем УЗАМ. Он похож на своего предшественника — москвичевский генератор 58.3701, который ставился на Москвич 2141 с двигателем УЗАМ. Генератор 584 сделан по более продвинутой схеме с дополнительными диодами и требует применения регулятора напряжения Я112В. Схема с дополнительными диодами тоже давно устарела, но речь вообще о последних сохранившихся экземплярах ИЖ "ОДА".

 

 

Принцип действия автомобильного генератора 

 

Принцип действия генератора состоит в том, что ЭДС в обмотке генератора возникает при изменении магнитного поля, которое пресекает обмотку.

Магнитное поле создает ротор, в котором есть своя обмотка. Ток в нее подводится через щетки. Этот ток и намагничивает ротор. Одна половинка ротора становится южным полюсом, а вторая северным. Клювы ротора, направленные навстречу друг другу принадлежат соответственно южному и северному полюсу. При вращении ротора смена клювов и создает резкие изменения магнитного поля и в обмотке возникает переменная ЭДС.

 

 

Схема генератора 584.3771 на ИЖ "ОДА"

 

 

Трехфазная обмотка соединена треугольником, в ней действует переменная ЭДС. На выходе генератора должно быть постоянное напряжение для того, чтобы можно было заряжать аккумулятор и питать все электрооборудование которое рассчитано на постоянное напряжение.

 

Регулирование напряжения генератора

Генератор сам не может удерживать выходное напряжение на одном уровне. Его обороты все время меняются и нагрузка (количество включенных приборов) меняется. Генератор рассчитывают так, чтобы он создавал заведомо более высокое напряжение, чем нужно, тогда есть возможность ограничивать напряжение до нужного значения. Эту роль выполняет регулятор напряжения. Он все время включает и выключает ток возбуждения, поддерживая напряжение на выходе генератора на уровне 13,8 — 14, 2 Вольта.

 

 

Для генератора 584.3701, применяется регулятор Я112В и его аналоги, регулятор Я112А не подойдет

Я112В имеет выводы обозначенные буквами Б В Ш

Я112А имеет выводы В В Ш

 

Возбуждение генератора

 

 

Возбуждение генератора при запуске двигателя, происходит от аккумулятора. При включении замка зажигания начинает идти ток первоначального возбуждения. Ток возбуждения попадает в ротор через щетки, прижатые к кольцам ротора.

Этот ток проходит через регулятор напряжения Я 112 В. Транзистор регулятора открыт и ток свободно проходит чрез обмотку возбуждения. на массу. Регулятор открыт потому что на точке Б, постоянно  действует плюс от аккумулятора.

 

 

Возбуждение генератора 584.3771

 

 

Путь тока первоначального возбуждения виден на рисунке. От плюса аккумулятора, в блок предохранителей, дальше через замок зажигания снова в блок предохранителей, через 16 предохранитель и ограничительные резисторы, ток проходит в генератор. Через разъем D, ток попадает на плюсовой вывод дополнительного выпрямителя, снова выходит из генератора, и, сразу, попадает на точку В регулятора напряжения, дальше через обмотку возбуждения и регулирующий транзистор, попадает на массу.

 

Ток специально проводят через ограничительные резисторы в блоке предохранителей, чтобы он был маленький (несколько десятков миллиампер). Такого тока вполне достаточно для первоначального возбуждения.

 

Когда генератор заработал, ток возбуждения идет уже от самого генератора. В действие вступает дополнительный выпрямитель из трех маленьких диодов. Через этот выпрямитель, отбирается часть тока обмотки статора, которая уходит в ротор.

 

Цепь, показанная малиновым цветом, замыкается через массу и далее через три нижних диода основного выпрямителя.

 

Цепь первоначального возбуждения от аккумулятора, через замок зажигания остается замкнутой, но перестает работать, он будет нужна снова при следующем запуске двигателя.

 

Особенности устройства генератора 584.3701

 

В диодный мост генератора встроен дополнительный выпрямитель — три маленьких диода. Этот выпрямитель нужен для того, чтобы питать обмотку возбуждения генератора, по цепи не связанной с аккумулятором.

 

 

Плюс генератора должен быть подключен к плюсу аккумулятора для того чтобы заряжать аккумулятор и для того чтобы все электрооборудование могло питаться и от аккумулятора и от генератора. Провод, соединяющий аккумулятор и генератор, в данном случае, состоит из множества кусков и контактных соединений, это плохо, потому что со временем на них увеличивается падение напряжения и аккумулятор получает неполное напряжение генератора. Получается, что на выходе генератора 14 Вольт, а на аккумуляторе только 13. Если не полениться, можно соединить выход генератора и плюс аккумулятора напрямую дополнительным проводом.

 

 

Зачем дополнительный диоды? Ведь можно питать обмотку возбуждения от основного выхода генератора, как это сделано в предшественнике - генераторе 58.3701. Там получится действительно проще, но цепь возбуждения проходит по внешним цепям и через замок зажигания. Если сделать доп диоды, то можно проводить ток возбуждения прямо внутри генератора, не выходя во внешние цепи.

Только для первоначального возбуждения используется аккумулятор и внешняя цепь через замок зажигания.

 

То есть, дополнительные диоды нужны, чтобы питать обмотку возбуждения от самого генератора, минуя замок зажигания.

 

 

Через включенный замок зажигания ток аккумулятора все равно пойдет если двигатель не завелся, но он специально делается очень маленьким с помощью ограничительных резисторов в блоке предохранителей. Маленький ток, ограниченный резисторами, вполне достаточен для первоначального возбуждения генератора, а в случае если замок включен, а двигатель не заработал, этот ток не страшен аккумулятору и быстро разрядить его не может.

 

В схемах других автомобилей - ровесниках Оды, ток первоначального возбуждения ограничивается лампочкой в панели приборов. Эта лампочка очень полезная. При включении зажигания она горит и тем самым сообщает, что генератор готов к работе. Когда генератор заработает, то лампочка гаснет, сообщая, что все в порядке - генератор работает. Если лампочка не погасла или загорелась на ходу, то она сообщает, что генератор не работает и надо срочно ехать на ремонт, пока аккумулятор еще поддерживает работу двигателя.

 

 

 

Работу генератора 584 контролируют по показаниям вольтметра. Стрелка вольтметра, должна быть в правой части шкалы, в зеленом секторе.

 

На автомобиле с жигулевским двигателем, другой генератор 372.3701, который ставится на ВАЗ 2107 и ВАЗ 2108-09. Там все как жигулях и есть лампочка в панели приборов.

 

Подключение генератора 584.3771 на ИЖ "ОДА"

 

 

 

 

Провод, который идет от замка зажигания через блок предохранителей на точку D, нужен для первоначального возбуждения, а зачем еще один тонкий провод? На прежней схеме, генератором 58. 3701, был только один тонкий провод, который вставлялся в регулятор напряжения на генераторе. Для 584 го генератора остается такой же провод, только он имеет другое назначение, он приводит на регулятор напряжения информацию о том, какое напряжение действует в цепи (такой вход называют В или S). Относительно этого напряжения регулятор и поддерживает нужное напряжение. Если напряжение на В ниже, чем нужно, регулятор повышает напряжение на выходе генератора, если выше, то понижает. Вход В высокоомный и тока не потребляет.

 

 

Какие могут быть проблемы с генератором

 

Если перепутать провода D в В, а В в D,

 

 

 

 

 

 

Генератор вообще не работает

Генератор не держит нагрузку

Вольтметр зашкаливает, напряжение слишком высокое

Шумят подшипники генератора

 

Генератор вообще не работает.

стрелка вольтметра остается в красной зоне. Аккумулятор разряжается.

Проверьте ремень генератора, он должен быть хорошо натянут. Подтяжка ремня обязательная операция при тех. обслуживании.

Если с ремнем все в порядке, то надо проверить состояние проводов, которые подходят к генератору.

На толстом проводе всегда должен быть плюс от аккумулятора, если его нет ищите обрыв цепи.

На желтом проводе, который включен в разъем регулятора тоже должен быть постоянный плюс от аккумулятора.

На фиолетовом проводе, который включен в разъем на генераторе, появляется плюс, при включении зажигания.

Для проверки самого генератора можно подать плюс от аккумулятора на оба входа тонких проводов, в регулятор и в генератор. Если генератор заработает, то надо искать проблему в подводящих проводах. и в блоке предохранителей, например проверить предохранитель 16.

Если генератор на заработал, он неисправен. Попробуйте для начала заменить таблетку регулятора напряжения. Если регулятора в сборе нет, то снимите корпус регулятора и разберите и поменяйте таблетку. Надо ставить не любой похожий, а только Я 112 В или его аналог. На нем должны быть буквы Б В Ш, если стоят буквы В В Ш, то это Я 112 А или его аналог, он не подойдет. Такие же точно на вид регуляторы, Я120, но они на 28 Вольт и их конечно тоже ставить нельзя.

 

Если генератор вообще не работает, то могут быть следующие причины.

1 Обрыв цепи аккумулятор - генератор

Плохой контакт силового вывода генератора к плюсовой шине диодного моста

Отгорание изоляторов силового вывода генератора и в результате короткое замыкание генератора

Обрыв обмотки ротора

Нет контакта между кольцами и концами обмотки ротора

Сгорание обмотки статора

Замыкание обмотки статора на массу

Отгорание выводов обмотки в месте крепления к диодному мосту

Сгорание двух и более диодов диодного моста

Сгорание регулятора напряжения

Плохие внутренние контакты регулятора напряжения (таблетки) и корпуса регулятора.

Сгорание дополнительных диодов

Износ щеток и обламывание щеток

Полный износ контактных колец на роторе.

 

Если генератор не держит нагрузку.

Пока все приборы выключены, вольтметр показывает, что генератор работает, при включении приборов напряжение сильно снижается и уходит на красную шкалу.

 

Плохие контакты силового вывода и диодного моста (есть признаки перегрева

Плохие контакты выводов обмотки и диодного моста (есть признаки перегрева)

Загрязнение контактных колец и щеток

Плохие внутренние контакты регулятора напряжения (таблетки) и корпуса регулятора.

Отгорание одной фазы обмотки статора

Пробой диода

Сгорание диода

 

 

Вольтметр зашкаливает, напряжение слишком высокое.

Пробит регулятор напряжения. Поменяйте таблетку Я112 В

Если напряжение значительно выше нормального уровня (14, 2 В)

Межвитковое замыкание обмотки ротора или касание витка обмотки на массу (виток обмотки отрывается центробежной силой).

 

Шумят подшипники генератора

Надо снимать генератор, разбирать и менять подшипники

Передний большой подшипник 180603, задний маленький 180502

 

 

Можно ли поставить старый 58 генератор вместо 584 го. Придется переделать схему. Надо соединить на блоке предохранителей голубой провод который приходит от замка зажигания точка Ш1 3 и желтый провод, который идет на генератор Ш6 13. Провод, который идет на точку D, остаётся просто висеть. Обратная переделка более хлопотная, но надо взять за основу схему включения генератора на ВАЗ 2108 и повторить ее, если нужно, то вставить в панель приборов лампочку.

 

 

 

 

 

 

 



Источник: Генератор 584.3771 сделан по  схеме с дополнительными диодами и требует применения регулятора напряжения Я112В
Категория: Схемы автомобильных генераторов | Добавил: get15 (08.02.2019) | Автор: ИЖ, ОДА, схема, генератора
Просмотров: 5985 | Теги: 584.3771 схема, Я112В, с дополнительными диодами, Генератор, регулятора напряжения